КЛИНИКА ONCOLOGY.RU
консультации, разъяснения, помощь


 

Права пациентов

«Знание – сила»
Фрэнсис Бэкон

Знание своих прав и обязанностей – это не просто преимущество, а необходимая основа, без которой значительно сложнее выстраивать отношения с врачами, лечебными учреждениями и чиновниками органов здравоохранения. Не зная своих прав, невозможно их и защищать. Но обладание таким знанием повышает защищенность пациента, дает больше уверенности в общении с врачами.

Как известно, с 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пришедший на смену «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан». Давайте посмотрим, какими правами обладают пациенты в соответствии с новым законом.

В соответствии с п. 4 ст. 19 Федерального закона, пациент имеет право на:

  1. Выбор врача и выбор медицинской организации.
    При этом выбрать врача можно 1 раз в год при условии его согласия, а выбор лечебного учреждения пациент осуществляет 1 раз в год, но при смене места жительства или места пребывания это можно делать чаще.
  2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
  3. Получение консультаций врачей-специалистов.
  4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
  5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
    Здесь важно учитывать, что врач обязан сообщать подобную информацию только по запросу пациента. Пациент может назначить лицо, которому будет сообщена данная информация. По письменному заявлению пациент имеет право получить на руки медицинские документы, их копии или выписки из них.
  6. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
  7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
  8. Отказ от медицинского вмешательства.
  9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
  10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав.
  11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

И, разумеется, у каждого есть право на бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования. Уточнить объемы такой помощи можно, позвонив в страховую компанию, выдавшую медицинский полис.

Если возникла ситуация, когда ваши права нарушены, то в первую очередь стоит обращаться к заведующему отделением, а затем к руководителю медицинской организации (главному врачу). Лучше всего обращаться с написанным в свободной форме заявлением в 2 экземплярах или с ксерокопией. На него вам обязаны будут дать письменный ответ, что значительно увеличивает шансы, что проблема будет решена. Если же это не принесло результатов, то стоит написать жалобу в местный департамент здравоохранения.

По телефону Всероссийской бесплатной круглосуточной горячей линии для онкологических пациентов и их близких 8-800 100-0191 вы можете получить юридическую консультацию по правам пациента и другим вопросам, связанным с получением медицинской помощи.

Антон Радус, юрисконсульт АНО «Проект СО-действие»