КЛИНИКА ONCOLOGY.RU
консультации, разъяснения, помощь

Календарь новостей

Февраль 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 << <   > >> 
      1 2 3 4
Результаты работы Всероссийской горячей линии помощи онкологическим больным и их близким в 2023 году 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
Право на жизнь: кто и как поможет онкопациентам 20 Музыкальная терапия: как звучит исцеление 22 23 24 25
26 27 28 29      
             
 

Медицинский дайджест

21 февраля 2024

Музыкальная терапия: как звучит исцеление

Музыка занимает особое место в жизни человека – вдохновляет, воспитывает и лечит.

Музыкальная терапия: как звучит исцеление

К сожалению, в России нет официальной профессии «Музыкальный терапевт». Энтузиасты создают сообщества и отдельные программы по музыкальной терапии, проходят конференции, образовательные курсы.

В Москве вот уже двадцать лет работает практика музыкальной терапии с тяжелобольными детьми в больницах. В тандеме с другими творческими и игровыми направлениями программы «Желтый чемоданчик» общественной организации «Творческое партнерство».

Эта история началась в 2003 году. Директор «Творческого партнерства» Ирина Гордеева с театром посетила НИИ детской онкологии и гематологии онкоцентра им. Блохина. «После посещения учреждения осталось неловкое послевкусие: ощущение что решаем личные проблемы, будто мы на фоне детей. К сожалению, этим грешат многие. На камеру подарили подарки, что-то показали, чем-то позанимались. И написали, что помогли детям выздоравливать. А ведь это не так»,– отметила Ирина.

Музыкальная терапия: как звучит исцеление

«Через какое-то время мне в руки попалась книга о реабилитации тяжелобольных детей через творчество в Америке, и я подумала «Почему бы нет?». Собралась маленькая команда – художница Ирина Евдокимова, музыкант Елена Слонимская, актриса Олеся Турко – ее назначили на роль сказкотерапевта. Мы до сих пор вместе. Через год в команду пришел первый больничный клоун Костя Седов.

«У нас не школа, мы не учим детей и никого не заставляем. Хочешь – делай, или просто посиди рядом. В больнице, у ребят слишком много слов «надо»: надо возить за собой капельницу, выдерживать процедуры, лежать тихо, не плакать. Во всем этом есть элемент насилия. Поэтому мы отталкиваемся от желаний детей, чтобы они почувствовали себя личностями»,– рассказывает Ирина.

Подобных программ на тот момент в России не было. Команда не только регулярно занималась с детьми, но и экспериментировала. Постепенно появились ежегодные акции «Арт-терапия на колесах или рисуем на настоящих машинах» и Велопробег «Рак победим», Мототерапия, Дни красоты для мам.

Что лежит в желтом чемоданчике?

Символом проекта стали желтые чемоданчики, в которых специалисты приносят тяжелобольным детям вместе с красками, играми, мыльными пузырями, конфеты храбрости, таблетки смеха и пилюли здоровья. Музыканты держат в чемоданчиках обширную коллекцию струнных, шумовых и ритмических инструментов.

Музыкальные терапевты «Желтого чемоданчика» Елена Слонимская и Дарья Виноградова говорят, что работа с детьми – это одновременно и занятие, и концерт. Главная задача терапевта – создать настроение, доставить радость, дать выразить себя и повысить качество жизни ребят. Даже пассивное слушание музыки приносит пользу. У детей выравнивается дыхание, улучшается кровоснабжение, уменьшаются судороги.

Истории музыкантов о работе с детьми в больницах объединяет трепетное отношение к каждому ребенку, его физическому и эмоциональному состоянию.

«В одной из палат мама кормила с ложки маленького сына, увидев гитару, обрадовалась: «Заходите, мы любим музыку!» Начинаю потихоньку петь, а мама продолжает кормить. «Ну как, не мешаем?» – «Да что Вы, еще шире рот открывает!» Пою «вкусные песенки» про Антошку, «Все по лавочкам сидят, кашу масляну едят», пока тарелка не опустела»,– рассказывает Елена Слонимская.

«Когда я прохожу по палатам психо-неврологических отделений с музыкальными инструментами, часто родители говорят: «К нам не надо. Он (она) не будет реагировать, не разговаривает». Но дети проявляют живой интерес и начинают концентрировать внимание, прислушиваться. Порой происходят настоящие чудеса. Маленькая Айшат, которая не держала головку, по опасениям мамы, могла испугаться звука. Но вместо этого, пыталась сосредоточиться на его источнике. А когда я предложила маме подыграть на маракасе, девочка взяла его, и мама воскликнула от неожиданности. Полуторогодовалая Айшат до этого момента ничего сама не могла держать в руках. Трудно передать восторг мамы, и, главное, у нее появилась надежда, что можно закрепить успех»,– делится Дарья Виноградова.

«Нас попросили заглянуть к девочке на ИВЛ, у которой день рождения, но понять, реагирует ли она на происходящее, трудно. Рядом мама, она понимает состояние дочки по взгляду, по мельчайшим изменениям мимики. Поем традиционное «Пусть бегут неуклюже…» – «Смотрите, как сатурация повысилась!»– говорит мама. «Значит, кислорода в крови стало больше»,– поясняет Елена.