КЛИНИКА ONCOLOGY.RU
консультации, разъяснения, помощь

 

Курение как подготовка к смерти

Уже ни у кого не вызывает сомнения то, что курение может увести в могилу. Знают все, понимают очень немногие – те, кто бросил это занятие.

По статистике в России курит почти 70% мужчин и 30% женщин. На самом деле, число это весьма приблизительное. Для мужчин курение не считается пороком, они в этом честно сознаются. Треть женщин признает себя курильщиками, а кто-то не учтен, потому что, регулярно покупая сигареты, продолжает считать себя всего лишь «балующейся». Или, скрывая пагубную привычку от близких, «ускользает» от статистического учета.

Создается впечатление, что курящих девочек и женщин на улицах очень-очень много. Это не далеко от истины. Можно проверить официальную статистику доморощенным способом, при этом выборка будет достаточно репрезентативной: выходя из метро, редкий курильщик не побалует себя сигаретой, посчитаем женщин, закуривающих на выходе из метрополитена. Так вот, получается от 30 до 50%.

Ничего удивительного, сколько десятилетий курение позиционировалось как неотъемлемый атрибут успешности, мужественности для мужчин и шарма для женщин? В фильмах, романах, рекламе воспевался сам процесс, но не акцентировалось внимание на последствиях: быстрое увядание женщины, многочисленные и смертельные болезни. Церковь, объявив табакокурение грехом, не слишком преуспела в борьбе с ним.

По-видимому, мы уже не сможем объяснить нынешним малышам, что курение – вред и грех, потому как мама с сигаретой для них абсолютно естественное состояние. А разве мама может поступать неправильно?

В нашу жизнь никотин приходит вместе с осознанием себя личностью, в 12-14 лет, иногда раньше. Взрослой ответственности за деяния еще нет, а пристрастие уже имеется. Сигарета многим позволяла ощущать себя взрослым.

Год как принят закон о запрете курения в общественных местах. Что изменилось? Как за государственный счет, так и на частные инвестиции возникло множество Интернет-сайтов по проблемам курения, на ТВ крутят социальные ролики, нет недостатка в центрах, якобы позволяющих излечиться от дурной привычки. А соотечественники продолжают дымить.

Подумать только, к концу XIX века было известно всего лишь о 140 случаях рака легкого. Больных специально демонстрировали на медицинских конференциях – не каждому врачу повезло увидеть в своей профессиональной жизни больного раком легкого. Не будем ссылаться на то, что медицина была тогда слабо развита и рак не умели выявлять. По сравнению с нынешней онкологической службой, конечно, было похуже. Но уже при Московском университете на пожертвования купцов Морозовых был основан Раковый институт на 56 коек. В провинциальном Тамбове в 80-х годах XIX века удаляли молочные железы и матку, иссекали часть кишечника и желудка. С 1869 года, через 8 лет после отмены крепостного права, там же было открыто отделение для неизлечимых и неоперабельных больных, прообраз нынешнего хосписа. Обратите внимание, «неоперабельных» больных, то есть возможность хирургического лечения онкологических больных не была эксклюзивом.

Сейчас мы уже знаем, что есть злокачественные опухоли, в возникновении которых курение играет решающую роль. Это рак легкого, гортани, слизистой полости рта, поджелудочной железы. Значительно возрастает вероятность возникновения рака пищевода и желудка, мочевого пузыря и печени, молочной железы и шейки матки. Конечно, все болезни – от генов, но хоть онкогены есть у всех, они в отсутствии табака могут всю жизнь не активизироваться – спать. Кроме того, горячий дым способствует ожогу слизистой оболочки, на фоне которого возникает хроническое воспаление и, опять-таки, злокачественное перерождение.

Мы знаем, что отказ от курения позволит избежать многих видов рака, но, как всегда, не соотносим это именно с собой, киваем на соседа, мол, у него есть вероятность рака, а у меня нет. Напрасно так думать, потом будет реально поздно.

При раке легкого более половины (55,4%) из почти 57 тысяч заболевших не проживает и года после установления диагноза. Если заболевание обнаружено в I-II стадии, то современное лечение позволяет почти 80% прожить 5 лет и более. Беда в том, что рак легкого очень трудно выявить на ранней стадии. Не разработано эффективных методов массового профилактического обследования населения. Достаточно информативна компьютерная томография легких (КТ), но мало доступна из-за высокой стоимости. Беда и в том, что регулярное обследование помогает мало. От обследования до обследования злокачественная опухоль может вырасти с нуля до IV стадии – очень высокий злокачественный потенциал. А клинические проявления мизерны и появляются в запущенной стадии. Поэтому выявляют поздно, лечат жестко, а выживаемость очень невысокая.

Так же обстоят дела и при раке поджелудочной железы, которым в 2008 году заболело 14 092 человека, а умерло – 14 808 (прибавились заболевшие в 2007 г.). Прожить год после установления диагноза – шансов мало.

По иронии судьбы новые, очень эффективные лекарства могут помочь при раке легкого у некурящих. Этот рак у 5-10% от популяции всех больных РЛ. А вот при раке легкого, вызванном курением, по большому счету, достаточно эффективных лекарств нет.

Какой выход? Не курить! Или бросить курить! Сложно, но не безнадежно. Главное – правильно выбрать мотивацию, которая заставит отказаться от сигареты. Для кого-то этим поводом может стать болезнь близкого человека и страх мучительной смерти. Для кого-то – страстное желание избавиться от маленького «монстра», заставляющего взрослого человека, бросая все и всех, бежать в курилку.

Странно, но работодатели, прекрасно зная о потере 10-15% рабочего времени, не только не снижают зарплату курильщику, но и предоставляют ему помещение для удовлетворения вредных и греховных потребностей. Получается дискриминация наоборот: некурящий работает больше и получает меньше. Экономическая мотивация зачастую весьма результативна: законодательно позвольте работодателю уменьшить зарплату за время, проведенное в курилке, увеличьте акцизы на табачную продукцию – часть населения придет к здоровому образу жизни. Пусть принудительно, но это спасение самоубийцы, который пока не понимает, что курение сознательно и добровольно выбранный киллер.

Мы слишком лояльны к курильщикам, забывая, что немалые бюджетные средства, уходящие на их лечение, взяты из наших налогов. Так ли доброжелательно мы относимся к наркоманам? Но табакокурение – тоже вид болезненного пристрастия. Маленькая ароматная палочка, как любой наркотик, вызывает тяжелый абстинентный синдром.

Отказаться от дурного, приносящего мизерное, но удовольствие, трудно. Хочется верить, что в вашем будущем не будет тяжелых болезней. Но разве есть основание так думать, закуривая очередную сигарету?

Всецело поддерживаю акцию Международной Конфедерации Обществ потребителей «350 тысяч смертей» и призываю задуматься о своем будущем. О своем я задумалась 4 года тому назад и совершенно не жалею.

Онколог, к.м.н., Мещерякова Наталья Георгиевна